Одесса… Порт… 13-й год…

28 марта 2013 - Михаил Юрьевич

         Когда в конце 18-го века Екатерина ІІ отвоевывала у Османской империи Северное Причерноморье, то делала она это, прежде всего, для обеспечения вывоза основной продукции государства – продукции сельскохозяйственной, главным образом, зерновой. С этой целью закладывались города-порты Херсон, Николаев, Одесса. Одесский проект оказался наиболее удачным – за короткий исторический промежуток многоэтнический и многоконфессиональный город, основанный на месте турецкой заставы и небольшого поселения, вышел на 3-е место в Российской империи по численности населения, по объему торговли и производства, стал крупным культурным, научным и курортным центром.

         В 1913-м году, когда в Киеве проживало 200 тысяч жителей, в 600-тысячной Одессе функционировало 405 промышленных предприятий, на которых работало 30 тысяч человек, произведя за год продукции на 95 млн. рублей. Товарооборот Одесского порта в тот год составил 138 млн. рублей, из которых 47 млн. рублей пришлось на импорт, а 91 млн. рублей – на экспорт.

         Чтобы понять, много это или мало, нужно знать, что молодой слесарь на зарплату 50 рублей в месяц мог снимать отдельную квартиру (до 10% зарплаты) и содержать семью, не испытывая недостатка ни в продуктах питания, ни в одежде. Сложный труд ценился выше простого. Потому начинающий учитель младших классов городской (не частной) школы получал 75 рублей в месяц и мог себе позволить заграничную поездку. Например, путевка на 24 дня в Германию вагоном 2-го класса стоила 66 рублей.

Не удивительно, что в произведениях В.П.Катаева преподаватель ремесленного училища Бачей не только снимает хорошую квартиру и содержит прислугу, но и отдыхает с детьми за границей. Деньги на ремонт класса и на подарок классному руководителю в ту пору с учащихся не собирали.

Отчет о работе Одесского порта за 1913 год представляет собой 300-страничный том, основную часть которого занимают подробнейшие таблицы по привозу и вывозу товаров, в которых товары сгруппированы по странам и товарным группам. Причем объем товаров представлен сразу в весовых или штучных единицах и в рублях, которые были тогда валютой конвертируемой.

Это разительно контрастирует с отчетом Одесского порта о грузообороте в 2012 году, который размещен на официальном сайте порта – www.port.odessa.ua под заголовком «Без нефти, зато с хлебом». Весь отчет занимает 19 коротких строк, и в нем нет ни одного денежного показателя, как нет названий стран, количества судов, разнообразия грузов…

Мало конкретики дает и начальник Одесского морского торгового порта Юрий Васьков в беседе на страницах Еженедельника «2000» за 28 декабря 2012 года.

Зато по отчету за 1913 год сразу видно, что основными торговыми партнерами для нас были страны нынешнего Евросоюза – Англия, Бельгия, Германия, Голландия, Италия, Франция, а также черноморская соседка Турция, на долю которой пришлось 20% внешнего товарооборота Одесского порта. Кроме того, морем в Одессу прибыло 400 тысяч пассажиров.

Интересно, что в тот год основу турецкого импорта (12 млн. рублей) составили:

хлопок, вата, рис, орехи, маслины, апельсины и лимоны.

Вывоз из Одессы в Турцию (15 млн. рублей) включал, прежде всего:

муку; спирт (160 млн. литров!); доски еловые; мануфактуру (ткань).

Одесса была одним из крупнейших мукомольных центров империи, о чем сегодня говорят только названия Ближние и Дальние Мельницы в топонимике города. 2/3 экспорта пшеничной муки, по вывозу которой Одесса лидировала в стране, пришлось на Турцию.

Кроме того, в Турцию отправили 850 т сыра на 500 тыс. рублей. Картошку тоже везли – свыше 2 тыс. т. А еще - 2600 лошадей, 2500 овец и баранов.

Примечательно, что отдельными строками вывоза в Турцию значились «лук и чеснок» - 50 т; «капуста и огурцы» - 30 т. Такие продукты на экспорт современная Украина не поставляет.

По отчету хорошо видны позитивные результаты Столыпинской реформы, стимулировавшей развитие всех отраслей промышленности на основе развития сельского хозяйства. В 1913 году резко сократился нараставший ранее в ходе аграрной реформы ввоз земледельческих машин, прежде всего из США, поскольку в России к этому времени заметно увеличилось собственное производство такой техники, которую сами начали экспортировать в Румынию и Болгарию.

Быстро растущей добычи угля в Донецком бассейне в тот год перестало хватать «в виду исключительного оживления в металлургической и других отраслях промышленности». И в Одессу было доставлено (в основном из Англии) 200 тыс. т угля, хотя годом ранее (1912) угля в порт пришло всего 6 тыс. т. Для обеспечения возрастающих в стране перевозок железным дорогам разрешили ввозить уголь беспошлинно. И это понятно.

Интересно другое. В 1913 году при урожае зерновых в 85 млн. т (22% мирового урожая) 175-миллионная Россия экспортировала 9 млн. т зерна, что поддерживало ее экономическое благополучие. А 1 млн. т зерновых, вывезенных через Одесский порт, способствовали дальнейшему развитию нашего города.

Почему же по итогам минувшего года при 46 млн. т урожая зерновых и экспорте 15 млн. т зерна, из которых 6 млн. т пришлись на Одесский порт, в 45-миллионной Украине село бедствует, учителя нищенствуют, а рабочие на зарплату могут снимать разве что комнату в общежитии?

Но этот вопрос не в компетенции порта.

 

Борисов Михаил Юрьевич
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!